
Это не пролайферская (pro-life движение против абортов) и не антисоциалистическая агитка.
По сути, Румыния времён Чаушеску здесь только фон. Просто тяжёлое, переломное время. И проблема отсутствие права женщины на легальное прерывание беременности в санитарных условиях в общем-то, тоже. Как один из вариантов.
А фильм о людях, о дружбе, о самопожертвовании. О том, как легко можно сломать жизнь и как трудно потом восстановиться морально.
Снят «4 месяца» интересно, необычно чувствуется крайне тонкая, время от времени исчезающая грань между «чернушной» реалистичностью и мрачной, какой-то готической художественностью.
И режиссёр, и актёры, и оператор, и художники замечательно справились с поставленной задачей. Образы очень жизненные, таких людей мы встречаем десятки, сотни каждый день. И в то же время ничего лишнего не показано. Всё лаконично, без «воды» и без лишней грязи.
Некоторые моменты смотреть тяжеловато, но после них не остаётся неприятного осадка.
Смотреть советую всем. Людям любого возраста (но лучше от 14 лет), любого пола, любого происхождения и рода деятельности. Фильм о нас. О нашей жизни, о нашем окружении (если закрыть глаза на вспомогательные детали). Я бы даже сказала о вечном.
10 из 10
22 апреля 2010 | 17:12
Маленькая трагедия маленькой девочки
Я посмотрела фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Муинждиу примерно 1,5 года назад в плохом качестве, второпях, но этот фильм поразил меня в самое сердце. Фильм, пронзительным свои натурализмом не «чернухой», как принято говорить, а именно натурализмом кадр сменяется кадром и кажется, будто это настоящий день из жизни двух румынских студенток так реалистична картина происходящего.
Фильм рассказывает о социалистической Румынии времен правления Чаушеску здесь воедино по кирпичикам сложено все ржавые гаражи, серые пейзажи, разбитые фонари, старые машины безумно гнетущий фон, на котором разворачивается драма. Нет, не драма, маленькая трагедия, и фон для нее выбран очень правильный.
Главная героиня Габицэ беременна и хочет сделать нелегальный аборт (аборты запрещены в Румынии того времени), но она слишком инфантильна, чтобы решить такую проблему сама, и все заботы берет на себя ее подруга Отилия достает деньги, бронирует номер в гостинице, встречается с врачом Бебе И даже когда оказывается, что собранных денег не достаточно для того, чтобы оплатить аборт соглашается на то, чтобы оказать врачу услуги сексуального характера. Врач Бебе, кстати, смотрится весьма органично в обшарпанных стенах дешевой гостиницы его аргументы вполне ясны ведь он может сесть в тюрьму, к чему рисковать ради какой-то жалкой суммы денег?
Потрясает игра Анымарии Маринки, сыгравшей Отилию, взявшей на себя весь риск и ответственность за то, что делает ее подруга. Впечатляют, до глубины души задевают кадры, когда она мечется с извлеченным плодом, завернутым в полотенце и убранным в целлофановый пакет, по городу в то время как ее подруга поедает мясо в ресторане на первом этаже гостиницы. Наверно, именно такие душевные метания должна испытывать сама девушка, решившая на такой страшный поступок но они ложатся на плечи Отилии, ведь подруга настолько безалаберна, безответственна, глупа, что не в состоянии не просто позаботиться о себе самой, но и тем более осознать, что она делает и понести какие-либо угрызения совести, испытать те пресловутые душевные метания.
Главный вопрос фильма (впрочем даже не вопрос, а ответ) в том, кто же все-таки пострадал больше девушка, сделавшая аборт, или ее подруга, взявшая на себя ответственность за этот поступок.
Показательно и то, что не только Габицэ, но и незадачливый парень Отилии также безответственен Отилию в этом фильме окружают такие люди На ее вопрос, чтобы он сделал, если бы она попала в такую ситуацию, он не может дать никакого вразумительного ответа попав в такую ситуацию Отилии снова придется все решать самой Может быть Отилия тоже беременна? этот вопрос остается без ответа.
Наверно, здесь стоит размышлять о большой ответственности, которая ложится на плечи маленькой девочки, которой не с кем разделить свои беды, о том, непомерном грузе, который сваливается на нее но только это не про Отилию слишком много сил у этой хрупкой девушки она просто принимает жизнь такой, какая она есть, безропотно помогает подруге, потому что «так надо было сделать», жертвует собой наверно, на душе у нее слишком черно, но только все это за гранью этого фильма, это уже другая история.
О том, что происходит в душе Отилии говорит только нелепый праздник, в котором ей по воле судьбы приходится участвовать именно в тот день, когда на ее долю выпадают самые жуткие испытания в ее жизни. Видно насколько отчуждена она от нелепых реплик гостей матери своего молодого человека, на день рождения которой она пришла, какая дикая печаль, пустота, безмолвное отчаяние пролегли между Отилией и всем миром она прекрасно знает, что она один на один со «своей» проблемой, ей не с кем ее разделить и самой страшное в этом фильме что трагедия именно безмолвна, как безмолвны румынские улицы в темное время суток.
10 из 10
9 мая 2011 | 15:23
Посмотрев этот фильм, я пришел к интересному для себя выводу: Чтобы снимать фильмы про эпоху должно пройти время, память должна оставить от прошедших дней только самое главное состояние души, погруженной в атмосферу той жизни.
К сожалению, правила написания отзыва запрещают применять громкие эпитеты. Скажу просто для меня фильм почти идеален. Кристиан Мунджиу сумел очень точно создать образ мрачного времени, в котором многие из нас пребывали и это, на мой взгляд, удалось ему на много лучше чем всем восточно-европейским и российским режиссерам.
Главными фильмами России про эпоху застоя стали «Интердевочка» и «Маленькая Вера», но как мне кажется, актеры, исполнявшие роли в этих фильмах подсознательно пытаются сделать пародию на то время, а не точно его передать, слишком недавнее прошлое давит тяжелым грузом и воплощать эту правду в роли не получается.
У румынского режиссера получилось! Получилось и у молодых актеров.
Фильм не про аборты это сюжетная линия. Одиночество и дружба, безысходность и смелость, готовность пожертвовать собой ради, почти единственного, близкого человека и все это в атмосфере тоталитарной политической системы.
Нет отрицательных героев. У каждого героя фильма своя правда, своя жизнь и режиссер сумел это показать. Даже к врачу, который зарабатывает «частной практикой» и берет оплату «натурой» нет отвращения, он настоящий, живой характер, а дома больная мать за которой приходится ухаживать и еще постоянное чувство страха его самый близкий спутник в жизни. Режиссер любит своих героев и заставляет сопереживать им.
Настоящий кинематограф, настоящее «большое кино». Об этом фильме можно говорить не только с позиций что снято, но и как!! Замечательные крупные планы, великолепная работа художника, который сумел, довольно ограниченными средствами, создать атмосферу «серого уныния» и подчеркнуть с помощью света ключевые сцены фильма. А кадр за столом, когда главная героиня в гостях у своего парня просто находка режиссера.
Что не понравилось, так это сцена, в которой Кристиан Мунджиу показывает окровавленный плод в ванной, когда камера начала двигаться вниз, я очень хотел чтобы этот план прервался и не испортил почти идеального впечатления, на мой взгляд, не показать было бы эффектнее. Пожалуй это единственный момент, который мне не понравился.
Рекомендую смотреть любителям европейского кино и людям старше 30 лет. Особенно, мне кажется, понравится поклонникам Годара.
9 из 10
19 января 2009 | 12:10
Мне как женщине тяжело было смотреть фильм с тематикой «одна ошибка стоит человеческой жизни». Фильм снят прекрасно.
Автор четко формулирует, что хочет сказать. Все просто, никаких наворотов, вот она жизнь извольте кушать, господа.
Две женщины попавшаяся и сочувствующая. Не слишком ли высокая цена у одной убийство на счету, у второй противная половая связь. Вот она женская психология помочь и пострадать самой. Ничего лишнего, все правдиво правдива сама горе-мать, правдивы родители молодого человека подруги, практичный «врач».
Не как в кино, а как на самом деле.
Очень тяжелый фильм. Пересматривать не буду, и советовать посмотреть в редких случаях.
15 августа 2008 | 16:03

Трудно плавать в серной кислоте
Что такое сильное кино? Думаю, главными критериями является глубина эмоций и характер размышлений на заданную тему.
Фильм румынского режиссера Кристиана Мунджиу держит в нервном напряжении все 113 минут просмотра. Сюжет медленно вращается вокруг аборта в гостиничном номере, одновременно раскрывая целый ворох проблем. Проблемы разноплановые. Коммунистической суета, псевдоинтелегентный снобизм (о как загнул), подпольные аборты, бедность, необратимость. Кожей ощущается атмосфера загнанности.
Напряжение возрастает на протяжении всего фильма, не оставляя надежды на скорое и приемлемое решение множества проблем медленно появляющихся на экране. Злость и отвращение появляется почти к каждому персонажу. И к подпольному мяснику делающему аборт, и к маменькиному сынку из интеллигентной семьи, к дуре подруге. Главная героиня на протяжении всего фильма мечется по социалистическому Бухаресту образца 1987 года, в конце концов на секунду застывая над окровавленным плодом на полу в ванной.
Фильм заканчивается резко, без эмоций. Фильм тяжелый. После просмотра остается куча нерешенных проблем, вопросы, горечь и злость. Может это и есть сильное кино? Определенно, фильм сильный, но смотреть его
13 марта 2009 | 10:26
Преимущества опыта.
Очень длинный и скучный ролик о вреде абортов и пользе контрацептивов.
Да, мужики козлы. И некоторые врачи коррумпированы.
Радует, что сборы в России что-то около 60 тыс. долларов.
Это «перестроечное» кино, запоздавшее на 20 лет как раз с того самого, 87-го года, с которым связаны, видимо, самые недобрые воспоминания тогдашнего юноши девятнадцати лет автора сценария, продюсера, режиссёра Кристиан (а?) Мунджиу.
Представляя каннскую расфуфыренную публику, в бриллиантах напрокат умильно ужасающуюся «грязному натурализму сексуальной несвободы и нищеты», ни на секунду не удивляюсь их щедрости на похвалы этому фильму.
Нам, с высоты опыта перестройки, не свойственно восторгаться.
25 мая 2008 | 22:15

Всё в жизни бывает
Чтобы увидеть звёзды, нужно посмотреть в лужу
Румынский кинематограф, равно как и румынский театр, к сожалению, малоизвестен. Потому и становятся событием редкие «дефиле» жизненных картин с Карпат, вполне заслуженно обласканные глянцевыми мировыми кинофорумами.
Студенческое общежитие. Внешне просто «общага» с плохо освещёнными бесконечными коридорами. Внутренне именно общежитие, полное доброжелательной атмосферы. Вместе живут, вместе учатся, готовятся к экзаменам, вместе и в радости, и в печали. Улицы провинциального румынского городка Роман. Серая будничность социализма. Начало конца эпохи. Для одних золотой, для других кровавой. Но в любом случае бесперспективной. Вот на таком дождливом февральском фоне и разворачивается эта социальная драма.
Чем бы дитя ни тешилось лишь бы не забеременела. Габицэ Драгут (Лаура Василиу) попала в трудную ситуацию. А вот в чём её трудность, определить довольно сложно. Трудность в том, что пришлось бы, судя по всему, воспитывать ребёнка одной, и быть осуждённой «массами», строящими коммунизм или, что там ещё ваяли на костях? Или её трудность в том, что она из этой ситуации не вынесла никакого урока?
Толи дождик, толи снег рядом близкий человек. Отлия (Анамария Маринка) именно такой человек. С одной стороны, ей уже поднадоела её неразумная подруга, за которую ей приходится решать большую часть проблем. И ещё как решать И в тоже время, на фоне уныло благополучных господ Раду и их маменькиного сынка Ади (Александру Поточан), уж лучше «старый друг» в лице Габиты. Вот уж Отилия точно получила хороший урок.
Гинеколог, занимающийся нелегальными абортами. Первое впечатление от господина Бебе (Влад Иванов) основательный, уравновешенный человек. Всё у него «разложено по полочкам». Второе впечатление вспыльчивый Ну, с кем не бывает, довели доктора студентки. И, наконец, третье впечатление отвращение. Как резко может измениться мнение о человеке
То, что совершили Габита и Олтилия, на мой взгляд, лучше всего характеризуется пословицей: «Дорого, да мило. Дёшево, да гнило». Подвергли себя опасности. Их не остановила ни антисанитария, ни срок от 5 до 10 лет за убийство. Да, они были осторожны. Но осторожность это ещё не безопасность.
У каждого из персонажей драмы режиссёра Кристиана Мунджиу своя жизнь. Почему кто-то другой должен отвечать за чужие поступки? Этот другой/другая в этом же не виноваты. Как это не страшно звучит, но какой бы выбор они не сделали, он будет правильным. Всё в жизни бывает Кого они убили? Разве что себя.
26 июля 2009 | 13:26
4 месяца, 3 недели и 2 дня
Честная драма молодого румынского режиссёра расскажет о жестоком выборе человека, идущего на крайние жертвы ради лучшей подруги
Сказка золотого века
«4 месяца» первый фильм из задуманной режиссёром трилогии под названием «Сказки золотого века». Проект призван рассказать историю социалистической Румынии на материале городских легенд. Режиссёр Кристиан Мунджиу задался целью показать этот период без ссылок на коммунизм, но сквозь призму городских историй, посвящённых личному выбору, который человек должен был сделать в те тяжёлые времена. Последние два года мировые кинофестивали буквально накрыла новая «румынская волна». Один за другим «Смерть господина Лазареску», «12,08 к востоку от Бухареста» брали призы Каннского фестиваля, пока в прошлом году «4 месяца, 3 недели и 2 дня» не покорили Канны впервые мнение жюри и прессы совпали и фильму присудили Золотую Пальмовую Ветвь и приз ФИПРЕССИ. Прошёл год, но тема до сих пор актуальна и вызывает массу мыслей и эмоций по данному поводу.
От этих принципов ей всего на один вечер, а может и на всю жизнь, приходится отказаться ради спасения своей невразумительной подруги. Режиссёр снял картину в особой манере; кажется, зритель должен сочувствовать Габицэ, решившейся на аборт, но всё не так просто. Главной героиней по сути является Отилия, которая взялась за организацию запрещённого аборта и все хлопоты и удары пришлись именно на неё. В фильме нет ни одного кадра, где бы ни появилась Отилия. Актриса Аннамария Маринка настолько вжилась в роль, превратилась в свою героиню, что на экране она завораживает каждым движением, действием, и это притом, что в фильме она говорит редкими бытовыми фразами.
Для «провинившейся» девушки всё плохое заканчивается с процедурой вмешательства доктора Бебе, а для её подруги испытания только начинаются. Мало того, что она бегает по всему городу и пытается снять номер в любой гостинице (плюс пачка запретного «Kent» в качестве взятки), так ей приходится встречаться с самим доктором Бебе и выслушивать от него унизительные наставления. Персонаж доктора неслучаен в цепочке сюжета. Вначале кажущийся внешне интеллигентным, впоследствии он поставит подруг перед тяжким выбором, когда у тех окажется совсем мало денег. Тем самым, он поставил черту под моральными устоями людей, отчаявшихся найти помощь в контролирующем государстве.
Ко всему прочему, у Отилии есть заботливый парень Ади, приглашающий её на день рожденья мамы. Ей приходится разрываться между подругой и парнем, притворяясь на празднике весёлой девушкой, что не очень у неё получается. Кадр сменяет кадр и Отилия уже задаёт пророческий вопрос Ади: «А что бы сделал ты, если бы?» Посиделки родителей и беспечность старых профессоров выглядят отталкивающе по сравнению с тем, что происходит в номере одной из гостиниц города. Вот здесь и понимаешь какую пропасть вырыло государство между поколениями.
Из вполне заурядной истории режиссёру удалось создать настоящее кинополотно-манифест в адрес изжившего себя режима. Не аборт и не беременная Габицэ в центре сюжета (здесь она в роли статистки), а Отилия, у которой всего за полдня происходит революция. Её собственная революция происходит от понимания того, что она, как и все несвободна, каждый её шаг, мысль, действие проверяют чужие люди и что всему этому должен настать конец.
Настроение и эмоции героев переданы максимально достоверно и правдиво: в поступках героев нет ничего фальшивого, наигранного, происходящему потихоньку начинаешь верить и вникать в суть всего этого кошмара. И всё это происходит на фоне социалистической разрухи, нерадостных пейзажей столицы, и похожих на утюги машин (старые Dacia). В душе молодой девушки, повзрослевшей в один миг, творится невообразимое, но она уже сделала свой личный выбор. Про Отилию можно сказать одно, что она оказалась замечательным человеком, не бросившим в беде и только благодаря ей неприятный вечер завершился для обоих благополучно. Мунджиу ясно указал, что многие законы тогдашней Румынии были доведены до абсурда до конца 80-х около полумиллиона женщин страны погибло из-за подпольных абортов. И перемены должны были произойти сначала в сознании каждого человека, общества, а затем уже и в самом государстве.
Картина снята весьма необычно жанр её меняется в зависимости от обстоятельств, превращаясь из социальной и личной драмы в нуар, из нуара в триллер. Режиссёр часто применяет внешние эффекты, чтобы подчеркнуть то или иное настроение героини, показать её страх, заботу и борьбу в самой себе. К примеру, дождь, слякоть, кромешная темнота районов Бухареста, звуки подозрительных шагов, случайные прохожие становятся сопровождающими Отилии, когда она решается на безрассудный шаг. А свадьба в гостинице и две подруги за столиком в финале и вовсе обескураживают. Печали и радости совсем рядом, стоит ценить хорошее, ведь ничто не вечно.
Слом стереотипов
В фильме довольно часто применяется статичная камера и во время диалогов она вообще не двигается, тем самым позволяя зрителям соучаствовать, прикоснуться к происходящему.
Мунджиу ушёл от стереотипов, он предложил другую историю, неожиданную, от того не менее интересную. 4 месяца, 3 недели и 2 дня срок беременности Габицэ, вынесенный в название картины, о котором так и не узнают главные герои. Создатели таким образом подтверждают неоправданный риск и жертвоприношение Отилии, единственное, что она в силах была сделать, единственная свобода, которая у неё осталась.
Сначала думаешь, что это агитка, ангажированная драма, но неожиданные повороты событий рассказывают вовсе не об аборте и о его морали. Фильм о том, как меняется человек, его индивидуальность, делая выбор в жестоких условиях жизни. Сама детализация, последовательность сюжета, тонкое чувство камеры, идеально прописанные диалоги, игра актёров настолько ярко передают атмосферу той эпохи, чувства и мысли запуганного, но сильного человека, что в пору говорить о рождении новой ветви европейского кино румынского неореализма. Режиссёр Мунджиу (сам в прошлом журналист) использует камеру, чтобы показать одну правду в противовес той «фантастике», так называемому магическому реализму, который снимали в Румынии в 80-х. В фильмах «золотой пятёрки» молодых румынских режиссёров (Мунджиу, Пуи, Немеску, Порумбою) нет ничего революционного и неординарного, однако им удалось то, что не удавалось сделать другим показать правду со всех сторон, показать добро и зло, человечность и жестокость людей, борьбу характера, пусть и на фоне краха социализма. Именно эти фильмы более близки нашим зрителям, а не зрителям Запада, ведь во многом судьбы и истории людей похожи между собой и внутренне перекликаются.
Именно этим и объясняется прорыв национального кино в странах Восточной Европы, Ближнего Востока («Карамель», «Соль этого моря»). На смену модному азиатскому кино пришли честные картины о социалистическом прошлом, равно как драмы, так и ироничные комедии-ностальгии.
6 сентября 2011 | 11:10
Фильм жизненный, как говорят всякое бывает, его нельзя назвать злободневным, или там изобличающим как-то или чем-то низменную натуру человека, нет, но всё же, парадокс, он именно таковым и является.
Фильм рассказывает простую, правдивую историю, мораль которой актуальна и на сегодняшний день. Две подруги, приезжие студентки, живут в общежитии, в фильме показан всего один день из жизни этих девушек, как одна из подруг организует подпольно аборт для другой, дело происходит в 80-ые в Румынии, из происходящего становится понятно, что данные манипуляции преследуются законом, что не одобрить просто невозможно. У подруг заговорщицкий, предельно нервный вид, так как осознание преступления не даёт покоя, особенно моральная сторона дела, аборт это убийство, как не крути, в фильме это очень тонко показано, кстати, у современных девушек примерно такой же вид, каждый из нас понимает насколько это грязное дело и ему нет оправдания (если только по здоровью, риск здесь не уместен), но всё равно на это идём, я имею в виду не только девушек, но и мужчин, которые позволяют, а иногда и заставляют это делать.
В фильме есть сцена, где показана абсолютно разная реакция подруг на всё это действие, одна из них, которой сделали аборт, заказывает ужин, какое-то мясное блюдо, состоящие из различных органов животного, когда их перечисляет официант, становится очень мерзко, она способна есть, пить, да просто дальше жить, другая, которой пришлось выкинуть на помойку зарождавшуюся жизнь, меланхолически, механически глотает воду, а в глазах её застыл ужас сделанного и полное непонимание жизни
Фильм рекомендую к просмотру, он заставляет задуматься всех, особенно влюблённых пар и возможно поможет принять правильное решение, на что я весьма и весьма надеюсь. Всем желаю приятного, а главное продуктивного, чтобы ни капли мимо, просмотра!!!
8 января 2014 | 14:29

Авторское кино кино-загадка. Часто можно встретить фильмы, в которых истинный замысел режиссёра завуалирован под какой-либо историей, на первый взгляд, не связанной с авторской тайной.
События разворачиваются в коммунистической Румынии. Отилия оказывается в сложной ситуации, решившись помочь своей подруге Габицэ, которая, будучи беременной, собирается сделать аборт. Процесс прерывания беременности готов совершить за определённую плату некий господин Бебе. Все они понимают, что оказались в той ситуации, которая расценивается, как уголовнонаказуемое деяние. Равнозначно оценивая степень риска, каждый из них в сложившихся условиях ведёт себя по-разному.
О чём этот фильм? Может быть о конфликте государства и гражданина? А может быть о гуманности или негуманности абортов? Или же в центре внимания исследование человеческой сущности? После просмотра у каждого будет свой ответ на этот вопрос. Я скажу так. Если Кристиан Мунджиу в своём фильме стремился через призму отношений государства и гражданина описать один из исторических этапов развития своей страны, то здесь сразу же вырисовывается значительный минус.
В картине не хватило напряжённости. Как-то поверхностно. Для сравнения, вспомните хотя бы «Жизнь других» Хенкелля фон Доннерсмарка. Две абсолютно разные истории, но схожая проблематика. И Мунджиу, и фон Доннерсмарк в своих картинах загоняют героев в такую ситуацию, когда допустить малейшую оплошность равнозначно тому, чтобы забыть о своём светлом будущем. Так вот, «Жизнь других» пример того, как фильм держит вас в напряжении всё отведённому ему время, на протяжении которого мы ещё и сопереживаем героям. Мунджиу выбрал такую тематику, которая не может не заставить зрителя сопереживать, в данном случае, двум подругам, но удержать в напряжении на протяжении всего фильма зрителя ему не удалось.
Периодическое появление протяжительных дублей в фильме даёт возможность по достоинству оценить игру актёров. За Анамарией Маринкой и Лаурой Василиу нет погрешностей. А Влад Иванов искусно продемонстрировал, как за какие-то 20 минут может проявиться истинная человеческая сущность.
7 из 10
21 октября 2009 | 21:24