Малому и среднему предпринимательству не хватает знаний, денег и активности

С каждым годом армия малых и средних предпринимателей в крае растёт. Компании более не ограничиваются челночно-примитивным «купи-продай» и уверенно осваивают инновационную сферу. Краевые власти создают инфраструктуру, программы, выделяют средства на поддержку. Однако поводов для гордости могло быть гораздо больше, если бы само предпринимательское сообщество проявляло больше инициативы и активности.
Россия — не Европа
Это не шутка и не преувеличение — некоторых предпринимателей в буквальном смысле приходится уговаривать получить «бесплатные деньги» в виде господдержки. И это при том, что сам процесс сегодня стал довольно простым. Для получения господдержки нужен минимум бумаг и общения с чиновниками. В Красноярском региональном инновационно-технологическом бизнес-инкубаторе, например, еще на этапе стартапа «клиента» полностью избавляют от хождений по кабинетам и бумажной волокиты. Всё для него — лишь бы работал. Даже продукт помогут продать. Хотя в инкубатор как раз очередь — но это лишь единичный пример. Да и подобное заведение у нас в крае пока только одно и нацелено на поддержку именно инновационных идей.
Кроме того, суммы, выделяемые на программы поддержки, сегодня на порядок выше, чем семь лет назад, когда власти за малый бизнес только «взялись».
— В 2004 году краевая программа поддержки малого и среднего бизнеса составляла всего десять миллионов рублей, — вспоминает вице-губернатор края Андрей Гнездилов. — Сегодня — уже почти миллиард рублей.
И тем не менее — для почти трёхмиллионного края цифры занятых в бизнесе могли бы быть и больше. По крайней мере, до европейских стандартов нам точно далеко. Судите сами: количество предпринимателей на сто тысяч населения к 2013 году должно едва перевалить за четыре тысячи. А вот в Европе этот показатель ещё в 2007 году достиг 6 тысяч. При этом доля занятых в малом бизнесе по сравнению с сегодняшним днем поднимется всего на процент — до 17,7%, тогда как около 70 % европейцев уже сейчас так или иначе заняты в малом предпринимательстве.
Сравнивать Россию с Европой, конечно, дело неблагодарное. Да и по российским меркам у нашего края показатели хорошие: в Сибири край традиционно занимает лидирующее положение, уступая сегодня лишь Томской области. Но ведь можем лучше!
Меньше знаешь — лучше спишь?
В чём же причина? Если отбросить такие объективные вещи, как нерешительность или опасения, то на первый план выходит обыкновенное незнание предмета. Многим начинающим и уже состоявшимся бизнесменам просто ничего не ведомо о государственных программах.
И это при том, что краевые власти организовали прямо-таки массовый ликбез для бизнес-сообщества. Сайт SMB24.ru, общественная приемная в министерстве инвестиций и инноваций, он-лайн консультации по интернету и очно. Даже в отдалённом районе предприниматель может зайти в любую библиотеку и бесплатно при помощи точки интернет-доступа получить совет специалиста.

Тем не менее, цифры таковы: в крае более ста тысяч малых предпринимателей, а за финансовой господдержкой в прошлом году в виде различных субсидий обратились лишь чуть менее двух тысяч человек. Мизер! Хотя, с другой стороны, можно понять и самих предпринимателей, которые не желают «светиться», раскрывая свои доходы перед властями. Последнее повышение страховых взносов на федеральном уровне никоим образом не способствует укреплению доверия. Конечно, мы здесь немного путаем понятия: говорим о краевых программах поддержки, а виним в том числе федеральные инициативы. Однако для бизнеса ситуация не меняется, да и чиновники для него «на одно лицо».
И всё-таки растопить с годами лёд недоверия надеется и та и другая сторона. Обновлённая программа поддержки «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» на 2011-2013 годы разработана таким образом, чтобы ещё более приблизиться к народу, то есть к предпринимательскому сообществу. Причём ближе в прямом смысле этого слова.
— В этом году муниципалитеты получают гораздо больше полномочий, так что отправляться в Красноярск для передачи документов из рук в руки не нужно, — рассказывает Андрей Гнездилов. — Муниципалитеты теперь вправе давать добро на субсидирование части стоимости бизнес-планов, выдавать лицензии и компенсировать часть затрат на подключение к сетям.
Ставшие уже традиционными меры информационной поддержки также сохранены. К слову, как показывает практика, именно это направление пользуется спросом, и бизнес даже просит усилить этот блок. Бесплатные семинары, где специалисты рассказывают о законодательных ловушках, рецептах общения с надзорными органами, правилах оформления бумаг и ведения бухгалтерского учета являются хитами среди представителей малого и, в особенности, начинающего бизнеса.
Естественно, продолжается развитие уже начатых проектов — Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора, техно- и промпарка, фонда предоставления микрозаймов и поручительств. А вот поможет ли количественное увеличение программ и мероприятий добиться адекватной прибавки предпринимателей в стане, покажет время. Или «наши» решили взять исключительно качеством?